На главную страницу Написать письмо Распечатать страницу оглавление
Аскар Полонский ИЗ НАПИСАННОГО ЗА МНОГО ЛЕТ,
РИФМОВАННОГО И НЕТ.

Вход


        АВТОЭПИТАФИЯ
(надпись на могильном камне)

Здесь то лежит,
что было мной, Аскаром.
”Коньки отбросил” я
ещё не очень старым.*
А был такой же как и вы:
Любил, работал, веселился…
Но пролетела жизнь. Увы!
И здесь навеки поселился.

P.S. Под камнем сим – лишь
пепел тела.
Душа же в Космос улетела!*

                    1986*
- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
*Не думал, что так долго  проживу...  Перефразируя американскую писательницу Бел Кауфман, можно сказать: вниз по лестнице, ведущей вверх. 
**Развеять над  водами Атлантического океана. 
***Пепел из урны надо высыпать по ветру, лучше с парохода (яхты, шлюпки, лодки), чтобы его не прибило волнами к берегу.


 

                ЗАВЕЩАНИЕ 
В Атлантику бросить мой пепел прошу**.
Заочно СПАСИБО тому приношу,
Кто выполнит это противное дело
И точно и быстро (к тому же умело***).

Хоть выполнить просьбу не очень приятно,
Зато не вернусь никогда я обратно
И больше не буду глаза всем мозолить…
(Могу себе просьбу раз в жизни позволить?) -
Хочу чтобы атомы бывшего тела
Продолжили делать какое-то дело
(Чего как мощам им недвижно лежать?).
Пускай путешествуют по океанам,
По разным невиданным мной ещё странам…
В которых живым не успел побывать.

                                             2018*
                             *        *        *
             ТЕМ,    КТО   ПРИЯТЕН   МНЕ
Я  не  хочу,  чтоб  люди  видели  мой  труп.
Хочу  я  в  памяти  у  всех  живых -
                                              живым   остаться...
Чтоб  не  слетело  с  чьих-то  дорогих  мне,
                                               милых  губ:
"Какой  же  старый,  страшный  стал  Аскар,
                                               девчонки,  братцы !"
Я  не  хочу,   чтоб  люди  видели  мой  труп !
 Хочу,  чтобы  живым  меня  запомнили.
Пусть,  временами,  был  несносен  я  и  груб,
Но  всё-таки  живой,   с  движеньем  мыслей...
Иль   хотя  бы  губ.

                            Октябрь, 2006

 
   
 
*  *  *

                Как на срезе дерева отмечаются годовые кольца, так и на срезе души человека имеются кольца жизненных интересов и желаний. Их четыре (иногда они совмещаются одно с другим). ПЕРВОЕ кольцо проходят все люди, это детские: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». ВТОРОЕ: «Хлеба и зрелищ!» - любовь или на худой конец только секс, реализация своих способностей в каких-то отраслях творчества, производства, материальные блага, здоровье, спорт, путешествия, хобби  и т.д. ТРЕТЬЕ – власть, ЧЕТВЁРТОЕ – слава. Последняя понимается каждым по-своему. Одному –это оставить свой след в жизни как творца чего то полезного, другому – отправиться в последний путь в сопровождении почётного караула и быть захороненным у кремлёвской стены, а третьего устроит и слава Герострата.

                                                  1980-е (1990-е?) 
                                                                                                    
                                                                                                      *   *   *
                                                                               Политика   с   борьбой   за   власть
                                                                               Для   проходимцев   только   всласть. 
                                                                               Необходимо   для   народа  
                                                                                                                    лишь   вечное:
                                                                                 ЛЮБОВЬ, ЖИВОТНЫЕ, ПРИРОДА.
                                                                               
                                                                               P.S. + ( Привлекательная  штука )
                                                                                            Мир  познающая  Наука !                                                              

                                                                                                    2000-е  ( 1990-е ? )      

 
*  *  *

СУЕТА СУЕТ

Была умна, красива,
всё спорилось в руках.
Отдавши Богу душу,
вдруг, превратилась... в прах.
Родные горевали,
земле предавши прах:
«Была умна, красива,
всё спорилось в руках…».

1990-е


* * *

Людей бездарных вовсе - не бывает.
А если в ком-то дар и не проснулся…
Скорей всего что человек не знает:
Не той он гранью к жизни повернулся.

2005


* * *

A LA ОМАР ХАЙЯМ

Жить надо чувствами, не только лишь умом:
Увидеть радугу, услышать вешний гром,
Познать любовь, очарованья сладость…
Успеть познать…чтоб не жалеть потом.

2005 г.


* * *

Прекрасны первый снег
и утренние росы,
И в тёмном небе
звёзд алмазных россыпь.
Но в жизни лучшее –
не все красоты эти,
А то, что ты …
живёшь на белом свете.
Ведь снег, роса
и царственный алмаз –
Ничто в сравнении
с сияньем женских глаз.

1974


* * *

Любовь – живое чувство. И, как всё живое, она рождается, зреет, живёт, стареет и умирает. Иногда внезапно, иногда в долгих и страшных мучениях. Но, как в материальном мире вместо одного погибшего существа часто нарождается другое, так и в мире чувств вместо умершей любви может зародиться новая любовь.
И даже Любовь.

2005


* * *

 


* * *


«Русский язык сочетает в себе великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, а сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков»
(М.В. Ломоносов)

О ЯЗЫКЕ, НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ И «ЗАГАДОЧНОЙ РУССКОЙ ДУШЕ»

Язык и национальный характер народа соответ cтвуют друг другу. Откуда наша эмоциональность и расхристанность? – Да, вот, например: « Я хочу пое хать, Я поехать хочу, Хочу я поехать, Хочу поехать я, Поехать хочу я, Поехать я хочу». Или другой при мер: тот же «дурачок» можно сказать ласково или с пренебрежением, негодованием, презрением и т.д. К тому же одному понятию может соответствовать несколько слов и даже десятков слов (к примеру, «выпьем» можно заменить на дёрнем, кирнём, хлоп нем, заложим за галстук, поехали, буханём, замажем и т.д., в зависимости от контекста, от необходимости подчеркнуть принадлежность говорящего к той или иной возрастной, социальной группе и т.д.).
Русский язык настолько богат словами, да ещё и произносимыми с разными смысловыми оттенками, многовариантностью порядка слов в предложении, возможностью выделения, усиления значения того или иного слова в предложении, различными окончаниями слов в зависимости от склонений, от различных суффиксов, чередованием ударений, временами, спряжениями и наклонениями глаголов, наличием синонимов и т.д. И, имея такое богатство как русский язык, с множеством синонимов, просто грешно писать главным образом нерифмованные стихи (белым стихом), разве что в народном духе, или переводы нерифмованных же стихов с других языков.
В английском языке - твёрдый порядок слов в предложении и переставить их нельзя. К тому же вместо шести наших падежей в нём всего лишь два – общий и притяжательный. То же и с немецким (разве что падежей в нём не два, а четыре) и со многими другими языками. Вот на них-то авторам часто и приходится писать белым стихом, чтобы точнее передать свои мысли читателям.
Представляю как иностранцам трудно делать точный перевод с русского языка, обладающего чрезвычайно большой смысловой палитрой слов, выражающих разные оттенки чувств.
Простота грамматики английского языка, наличие в нём, особенно в американском английском, «эмоциональных штампов» (типа стандартных вопросов: «Как поживаете?», «Вы в порядке?» и ответов: «Олл райт», «О`кэй») делает его средством бытового общения во всём мире и с течением времени он будет распространяться, по-видимому, все шире и шире, даже если не принимать во внимание политические факторы. Но, думаю, что неточность, многовариантность при переводе английских слов на другие языки рано или поздно приведёт к увеличению удельного веса русского языка (как наиболее распространённого среди славянских) при составлении наиболее важных между народных документов, по крайней мере с государствами Европы и Северной Америки.
Национальный характер как в зеркале отражается в языке народа, в его песнях, танцах и вообще в поступках, присущих данному этносу. Инверсия доступна не многим языкам.Там где предопределён строгий порядок слов в предложении, нет такой напевности и задушевности как в русских и вообще в славянских песнях. То же и в стихах. Например, фраза « Саша плакала, как лес вырубали…» – «суконная», а фраза «Плакала Саша, как лес вырубали…»- напевная. В то же время отсутствие строгого порядка слов в предложении предполагает и неординарность мышления, и нестандартность выражения своих мыслей, приводит как к множеству оттенков душевных переживаний ( и не следствием ли этого является известность и популярность во всём мире нашей классической литературы 19-20 веков, по-крайней мере беллетристики?), так и к анархии в поведении, поступках. Не случайно в России были и бессмысленные бунты, и поджоги усадьб либеральных помещиков и убийства их и таких же либеральных правителей и, наконец, революция с жестокостями гражданской войны.

1997 (1998?)


* * *

Стихи должны быть функциональны. Они должны будить, бередить, возбуждать, пробуждать мысли, чувства, совесть, наконец. Или хотя бы просто информи ровать. В общем - от « Я помню чудное мгновенье…» до «Нигде кроме, как в Моссельпроме». Они должны положительно влиять на развитие самодостаточности – духовных, моральных, эмоциональных, психофизических качеств, толерантной гражданственности.
Они должны выражать мысли (желательно свежие) и чувства.
Стихи должны удивлять, лучше даже изумлять:«Надо же! А ведь правильно, как же я сам (-а) этого не замечал (-а), не догадался(-лась)? Впрочем, в такой же мере это относится и к прозе. Но мысли в стихах более афористичны. А иначе стихи бесполезны:словоблудие, рифмоплетение, «розы – морозы». Хотя рифма -то последняя вовсе и неплохая, но уж больно избитая. И пользоваться ею теперь можно лишь в шутливых или иронических стихах.

1999 (1998?)

* * *


СЛОВО О СЛОВАХ И О РУССКОМ
ЯЗЫКЕ, И НЕ ТОЛЬКО О РУССКОМ…

Люблю играть я со словами
и им оттенки придавать:
Сказать ли «матушка», иль «мама»,
или грубее, просто: «мать».
Слова – как люди между нами
(так и должно, наверно, быть):
Заставят плакать и смеяться,
и ненавидеть, и любить.
Слова – они как наши дети:
Пусть некрасивы, злы и грубы,
Но мы за них всегда в ответе –
Ведь их рождают наши губы.
А если ласковы, нежны –
родители гордятся ими,
Как и потомками своими.
Слова дают своё потомство
от их же собственных корней:
Приставки, суффиксы, сложенья…
Но их использовать умей.
Слова стареют, умирают,
коль суть в них не вмещается
(Так, к сожалению, бывает.
Их люди быстро забывают), –
тогда они скончаются…
Их место новые слова
заменят вскоре.
P.S. Язык пловцом хорошим должен быть
в словесном море.

2005


* * *

Поэту просто неприлично
Счастливым быть и в жизни личной.
Меняет Вер, Надежд … на Оль иль Зин :
Его душе страдания– что для авто - бензин.
P.S.: Духовно одиноким быть – удел поэта.
Он выбрал его сам. Кому пенять за это?


* * *

Жить бесполезно мне не интересно.
Что делать, если мыслям стало тесно?
Жизнь в тесноте, не на просторе
Для них - несчастье, даже горе.

Пожалуй, расселю я их частично
(Хотя мне это делать непривычно).
Мысль первую я пропишу …в листок бумаги,
Вторую – другу подарю,
А третью, если хватит мне отваги,
Вручу я той, которую люблю.
Но остальные – оставлю у себя:
Пускай живут себе, плодятся…
Возможно и они кому-то
Когда-нибудь да пригодятся.

Ноябрь, 2005


* * *

КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕРВОТРЁПКИ
ПРИ ССОРЕ С НАЧАЛЬНИКОМ
ИЛИ C ПОДЧИНЁННЫМИ

Не злись, припоминая чью-то маму,
А лучше напиши-ка эпиграмму.
Чтоб избежать душевной раны,
Обиду – в рифмы преврати:
Букет словесной икебаны
Спасёт на жизненном пути -
Поможет горечь обойти.
P.S.: Оружия грозней чем слово – нет.
(Запомни этот мой совет. )

2005


* * *

Что Высший Разум где-то есть
(он же Бог, Создатель),
Не доказал, не опровергнул ни один писатель -
И из тех, что написали все Святые книги…
Но от религий во всём мире лишь одни интриги:
Чей пророк других правей – люди знать не знают,
И религии людей всех разъединяют.
P.S.: Создавать империи они лишь помогают.*

27.05.04 (03 час.35 мин.-03 час. 42 мин.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
*Ханы, шахи, короли…
Как они не бились,
Их империи в итоге
Всё же развалились.

Р.S.: Но стройный принцип Мирозданья
ведь придумал кто-то.
Разбираться в этом людям
часто неохота.
Суть явлений познавать –
очень тяжкая дорога!
Людей желающих всё знать
не так на свете уж и много.
А коль не знают что сказать,
обычно валят всё на Бога.
P.P.S.:
Служители культов религий различных*
За счёт прихожан поживают отлично.
А коль прихожан становилось им мало,
Пополнить число их война помогала:
«Не нашей религии заблудших людей
В неё обрати. Иль до смерти забей !»

27.05.04 (04 час. 15 мин – 04 час. 18 мин.)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
*Хотя среди них встречаются (и даже чаще,
чем среди депутатов Госдумы РФ и Мосгордумы) чистосердечные и абсолютно бескорыстные люди. Кстати, и А.С.Пушкин был верующим. Однако у него поп жаден и глуп (В. Даль: толоконный лоб = дурак), а
Балда, олицетворяющий народ, умён и находчив.


* * *

Вопрос «Вы верующий?» лишён смысла. Неверующих людей на свете нет вообще. Просто, как справедливо заметил один из персонажей фильма Э. Рязанова «Берегись автомобиля!»,- один верит, что Бог есть, другой – что его нет. Ни первое, ни второе доказать невозможно.* Но и то, и это – нормально. Лишь бы один другому агрессивно не навязывал свою веру. А воинствующих религиозных (любых религий, конфессий и сект) и нерелигиозных верующих, пытающихся обратить в свою веру не методом убежде ния, а методом принуждения, Мировому сообществу (или собственному правительству, если это происходит в пределах одной страны) необходимо изолировать от общества… или от жизни, в зависимости от степени преступления. А если же Бог всё-таки есть, и он захочет доказать это людям, он сам найдёт способ. Тот же набор легенд; мифов; преданий-сказаний; наблюдений и жизненного опыта, часто воплощённых в афористическую форму; просто выдумок заинтересованных лиц и прочее, а также «чудеса», описанные в Библии, заставляют относиться к ней и к прочим подобным ей священным книгам других религий как к литературным произведениям с историко-философским уклоном.

2006
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
*Об этом я узнал лишь 1-го мая 2007 года, когда по ТВЦ вторично и с большим удовольствием посмотрел этот фильм (Первый раз – при его выходе на экран, где-то во второй половине 1960-х годов. Но тогда эти слова прошли мимо меня). Оказалось, мысль не столько персонажа фильма, сколько всеобщая: она настолько очевидна, что должна прийти в голову каждому человеку.


* * *

ПЕРЕЧИТЫВАЯ А. БЛОКА

Не гунны мы, не гунны, обычные земляне.
И двадцать первый век давно уж наступил.
Скопилось в арсеналах столько дряни,
Что шар земной разрушить хватит сил.

Конфликты у религий, у конфессий;
Землетрясения, цунами, гибель рек…
А люди – размножаются как плесень…
Дурное существо всё ж человек.

Чрезмерное богатство у немногих,
Которого им хватит не на век…
Но нищих стало много и убогих…
Как глуп и жаден всё же человек.

P.S.: Какие там уж нации, народы,
Религии, конфессии…В наш век
Теперь мы все заложники Природы:
Как вид исчезнуть может Человек !

02 – 03 ч., 15.12.2005
(опубликовано в "Литературной  газете",№ 14. 2018 г.)



* * *

О КЛИМАТЕ ЗЕМЛИ И НЕ ТОЛЬКО…
(после прочтения книг по истории
климата Земли)

И у Земли наступит климакс,
Он будет поздно или рано:
Взбрыкнёт, вдруг, Климат
И, теплея, поднимет воды Океана…*
Изменятся везде погоды –
И «поплывут» тогда народы:
Голландцам, может быть японцам,
Другим народам, что под солнцем,
Придётся, видно (как тут знать?),
России гражданами стать
(Их земли, поздно или рано,
Поглотят воды Океана).
P.S.: "Партайгеноссен" зря плевались,
Права учёного поправ,
И над Наукой издевались…
А Мальтус был во многом прав ! **
02 – 03 ч., 16.12.2005
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
*Летом 2005 г. средства массовой информации сообщили об исчезновении белоснежной шапки Килиманджаро. А ведь сравнительно недавно ею так восторгался Э.Хемингуэй.
**Мальтус Томас Роберт (1766 – 1834) – английский священник, сформулировавший закон, согласно которому рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, а рост средств существования – в арифметической, что приводит к перенаселению. А это, в свою очередь, вызывает как экологические, так и социальные проблемы.
(опубликовано в "Литерат. газете", № 14, 2018 г.)


* * *

НА КНИГЕ «СОБАЧЬЯ АЗБУКА»
(МИНИ-КИНОЛОГИЯ)».
М.:ВНИРО,1994,72 с., тир. 1000 экз.:
ПОЭТУ РУБЕНУ САРКИСОВУ
ОТ РИФМОПЛЁТА-ПОПУЛЯРИЗАТОРА БИОЛОГИЧЕСКИХ
ЗНАНИЙ АСКАРА ПОЛОНСКОГО

Мои стихи почти г…
В сравнении с твоими.
Но я пишу их все равно:
Я отдыхаю с ними.
Они полезны, но их формы
Грубы порою и топорны.
Вопрос о них предельно прост,
Поймёт всё и кретин:
Обычный серый грубый холст –
Фон лучший для картин.
P.S.: Стихи приходят сами
(Я только их встречаю):
Сегодня – здесь и с нами,
А завтра… тоже чаю.

1995


 

* * *

Интеллигент – типично российское понятие.*
Это человек не обязательно закончивший высшее учебное заведение, но получивший базовые, достаточно основательные знания в сфере искусства, науки или техники, пусть и самостоятельно. Но при этом он ещё и совестливый (честный, порядочный ), доброжелательный и воспитанный человек.
Интеллектуал – понятие международное. Это человек широко образованный или даже узкий специалист, но высокого класса, и в любом случае - оригинально мыслящий, творческий. При этом он может оказаться человеком невоспитанным, недоброжелательным и несовестливым. Может быть даже негодяем и подлецом.**

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
*Хотя, как справедливо уточнил В.Н.Кочиков (товарищ по бывшей работе – А.П.), интеллигенты есть везде, но только в России есть интеллигенция – социальный слой.                      

                                                                                                          1980-е  (1990-е?)

**Как-то (и не очень давно, по-моему, в пределах 10 последних лет) в газетах или журналах, которые выписывал, обнаружил сообщение и цветную фотографию романтического пейзажа с изображением ночного моря. Картина была продана на зарубежном аукционе за довольно большую сумму. Возможно ещё и потому, что её автором являлся неудавшийся художник… Адольф Гитлер, сумевший превратить большую часть собственного народа (имевшего в своём активе всемирно известных поэтов, писателей, философов, композиторов), в человеконенавистническое преступное стадо, обожающее его, своего кумира. Удайся ему стать художником, - и Германии не пришлось бы отмываться от своего позора.  И не пришлось бы моим шестерым родным (трём по материнской линии и трём по отцовской) идти воевать, двое из которых погибли, а третий был тяжело ранен и спустя годы умер после предварительной потери речи из-за травмирования нервных волокон, выходящими из тела осколками снаряда или мины...  И не потеряли бы, как сообщают историки, все страны мира более 50 млн. человек, в том числе СССР более 26 млн. человек, Германия - более 7 млн., Франция - около 0,5 млн., Британия - 0,5 млн., США - 0,3 млн. человек.... Это – к вопросу о роли личности в Истории.
                                                                                                               10.05.2015